Нравится или не нравится, вот в чем вопрос.
Разработка фирменного стиля. Критерий оценки качества дизайна выполненного в агентстве.
Т
ак уж сложилось, что проект, созданный в дизайн-студии, специализирующейся на решениях в сфере бренд-коммуникаций: разработке фирменного стиля или дизайне упаковки, традиционно заказчиком оценивается с позиции «нравится-не нравится». И это совершенно справедливо. То, что наш клиент получает на руки, должно ему нравится. Ему с этим работать дальше. И если созданный дизайн упаковки, айдентика, фирменный стиль или простой логотип вызывает ощущение дискомфорта или неуверенности, то, значит, дизайн плохой. Но возникает субъективизм в оценке качества дизайна.
Бренд-стратеги выделяют несколько целевых аудиторий, с которыми коммуницирует новорожденная торговая марка. И одна из них — это внутренняя аудитория, то есть, сотрудники и владельцы будущего бренда.
К
опнём поглубже, и рассмотрим, как же формируется понимание, что тот или иной образ «нравится», а вот тот нет. Ещё с каменного века вопрос выживания человека в диких условиях основывался на знании погодных примет, повадках диких животных, понимания того, какие корешки можно есть, а какие нет. В подсознании формировался фактор свой-чужой, знакомое-неизвестное, друг-враг и, соответственно, безопасное-опасное. Суровые условия жизни привели к укоренению этого тезиса в надсознании. Ведь от умения вовремя распознать опасность зависела жизнь.
В современном мире прием свой-чужой используется в рекламе. Тысяча раз, даже мельком увиденный бренд становится «своим» и подсознательно вызывает доверие.
В
ернёмся к дизайну. В большинстве случаев заказчик разработки фирменного стиля или упаковки из предложенных решений выбирает то, которое он уже где-то видел и, возможно, даже не обращал внимание. Именно поэтому часто можно видеть, что на полках супермаркетов рядом стоят очень похожие бренды. И это парадокс! Ведь задача брендинга выделить продукт из массы и передать ценности его аудитории. Очень редко появляется новый приём или фишка. Например, приём использования гравюры в дизайне упаковки колбасы или молока. Когда-то этот иллюстративный приём, я уверен, тоже вызывал споры. И, возможно, непонимание. Или же в дизайне логотипа, когда британское Агентство Wolf Olin’s предложило зелёный логотип подсолнуха для нефтяной компании British Petroleum, было не просто смелое решение. Дизайнеры современности оценивают это как великий дизайн, меняющий сознание потребителей. Яблочко на ipad смотрится естественно. Но было время, когда это выглядело дико. Какие-то решения, выглядящие сейчас модно, раньше воспринимались не так однозначно.
Я
о чем? В выборе концепции дизайна упаковки или фирменного стиля необходимо помнить эти особенности нашего сознания, и четко определять видение развития бренда на ближайшие 2-3, а то и 5-10 лет. Быть немного более решительным. Просьба «А сделайте мне как у…» — это работа нашего подсознания, но никак не разума и логики. Критерий «нравится» субъективный и полагается на сегодняшнюю точку во времени. Тогда как брендинг смотрит на года вперёд. Качества оценки дизайна должны быть объективными. Даже если рассмотреть какие фильмы были популярны 10 лет назад, какие ужастики пугали зрителей в кинотеатре, сейчас могут вызвать лишь улыбку. Я не беру в расчёт великую классику, есть то, что вне времени!
Кейсы агентства Reka можно посмотреть, оценить и прокомментировать можно по ссылке, ну и пожелаю вам удачи в бизнесе и смелых решений!